Случайное самозарождение дизайнеров (по Серову)

Ладно, дизайна нет. Но откуда же взялись дизайнеры?

А они самозародились. В башне из слоновой кости создали себя сами. Ну и еще ЦК КПСС немножко помог.

Дизайну?

Дизайну. Знаменитым постановлением 1962 года партия обязала все предприятия страны иметь товарный знак. Это – отдельная тема. Сначала советские директора приходили в ярость. «За один значок – 150 рублей?!! Больше средней зарплаты инженера! Да я сейчас приглашу девчонку из бухгалтерии, что стенгазеты рисует!» Но здесь уже на страже стоял закон. Все созданные знаки должны были утверждаться во ВНИИГПЭ. А там сидел свой человек, который не пропускал дешевые поделки «по эстетическим соображениям». И директор, которому деваться было некуда, шел в «Мастерскую прикладной графики», или, на жаргоне, – в «Промграфику».

Это очень демократичная схема.

Зато именно она помогла создать в стране дизайнерскую среду. Именно на товарных знаках. Конечно, еще была «книга» – там тоже были свои киты.

Короче, за «самозарождение» дизайнеров – спасибо партии?

Конечно, одного этого постановления не хватило бы. Ведь сама партия и уничтожала любые дизайнерские «шаг вправо, шаг влево». Сейчас сложно поверить, но даже графика, подготовленная к московской Олимпиаде, обсуждалась с идеологических позиций. Не с художественных, а именно с идеологических. И послужила, кстати говоря, поводом для уголовного дела, хоть и проведенного по другой «статье». В этом деле фигурировали и Акопов, и Аникст, и многие другие.

Будем надеяться, что новые партии власти не станут указывать художникам, как им творить.

Будем надеяться. Но я не ответил до конца на предыдущий вопрос. Наши выдающиеся дизайнеры действительно сделали себя сами. И тем успешнее у человека шли дела, чем более он – или его родители – были «выездными». Потому что нельзя вариться в собственном соку, необходимо было иметь возможность наблюдать западный дизайн.

И не важно, что эти люди кончали: Миша Аникст – архитектурный, Максим Жуков – полиграфический. Важно, чем они дышали. К счастью, этим людям было чем дышать.

От первого лица

…В то время большинству заказчиков было абсолютно безразлично, с каким графическим качеством будет выполнен его знак. Зато дизайнерам было небезразлично. Знаки принимал внутренний худсовет «Промграфики». И это были обсуждения по «гамбургскому счету», невзирая на лица…

      Другое по теме

      Долой пирамиды?
      А разве само существование жесткой конкуренции на реальном рынке не обрекает на «милитаризацию» бизнеса и рекламы? Возможно. Но я говорю о другом. Дело в том, что сегодня большинство рекламистов мыслят терминами позитивистской ...

       

      Реклама