Ладно, дизайна нет. Но откуда же взялись дизайнеры?
А они самозародились. В башне из слоновой кости создали себя
сами. Ну и еще ЦК КПСС немножко помог.
Дизайну?
Дизайну. Знаменитым постановлением 1962 года партия обязала
все предприятия страны иметь товарный знак. Это – отдельная тема. Сначала
советские директора приходили в ярость. «За один значок – 150 рублей?!! Больше
средней зарплаты инженера! Да я сейчас приглашу девчонку из бухгалтерии, что
стенгазеты рисует!» Но здесь уже на страже стоял закон. Все созданные знаки
должны были утверждаться во ВНИИГПЭ. А там сидел свой человек, который не
пропускал дешевые поделки «по эстетическим соображениям». И директор, которому
деваться было некуда, шел в «Мастерскую прикладной графики», или, на
жаргоне, – в «Промграфику».
Это очень демократичная схема.
Зато именно она помогла создать в стране дизайнерскую среду.
Именно на товарных знаках. Конечно, еще была «книга» – там тоже были свои киты.
Короче, за «самозарождение» дизайнеров – спасибо партии?
Конечно, одного этого постановления не хватило бы. Ведь сама
партия и уничтожала любые дизайнерские «шаг вправо, шаг влево». Сейчас сложно
поверить, но даже графика, подготовленная к московской Олимпиаде, обсуждалась с
идеологических позиций. Не с художественных, а именно с идеологических. И
послужила, кстати говоря, поводом для уголовного дела, хоть и проведенного по
другой «статье». В этом деле фигурировали и Акопов, и Аникст, и многие другие.
Будем надеяться, что новые партии власти не станут
указывать художникам, как им творить.
Будем надеяться. Но я не ответил до конца на предыдущий
вопрос. Наши выдающиеся дизайнеры действительно сделали себя сами. И тем
успешнее у человека шли дела, чем более он – или его родители – были «выездными».
Потому что нельзя вариться в собственном соку, необходимо было иметь
возможность наблюдать западный дизайн.
И не важно, что эти люди кончали: Миша Аникст –
архитектурный, Максим Жуков – полиграфический. Важно, чем они дышали. К
счастью, этим людям было чем дышать.
От первого лица
…В то время большинству заказчиков было
абсолютно безразлично, с каким графическим качеством будет выполнен его знак.
Зато дизайнерам было небезразлично. Знаки принимал внутренний худсовет «Промграфики».
И это были обсуждения по «гамбургскому счету», невзирая на лица…
Другое по темеДолой пирамиды?
А разве само существование жесткой конкуренции на
реальном рынке не обрекает на «милитаризацию» бизнеса и рекламы?
Возможно. Но я говорю о другом. Дело в том, что сегодня
большинство рекламистов мыслят терминами позитивистской ...
|