Ты, кстати, сказал про родителей. А то мы начали интервью
не с детства героя, а с тюрьмы.
Мой папа, Медат Кагаров, народный художник Узбекистана.
Мама, Инна Васильевна, – тоже профессиональный художник.
Народный?
Нет. Но я с детства жил в доме художников – не только наша
семья, там все были художники, специальный дом с мастерскими – и всегда
понимал, что в профессиональной среде уважают не за звание.
Вы жили в Ташкенте?
Да, я там родился.
Саша О. (Островская) (в комнате присутствует третий
участник беседы, Саша, жена Эркена. – Прим. авт. ): За 17 дней до
страшного землетрясения. Там погибло чуть не полгорода.
Моя семья, к счастью, уцелела. И с самого нежного возраста я
приобщался к профессии. Например, папа делает макет книги. Помнишь, как это было?
Шрифты, ножницы, резиновый клей. Конечно, остается много обрезков. Поэтому я
сижу под столом и делаю свой маленький макетик. Чрезвычайно полезно для
освоения ремесла.
Дизайн торговой марки и серии упаковок чая «Бомондъ»
Образование тоже там получал?
Да, и художественная школа, и вуз. Мы прикипели к этой
республике. Хотя на исходе обучения я начал испытывать некоторые сложности.
Почему?
Начался парад суверенитетов. Детские болезни независимости.
А где много политики, там мало искусства. Нас пугали защитой дипломов на
узбекском языке, которого мы не знали.
На узбекском есть адекватная терминология?
Кое-что есть, но много новых слов, которые, пока неизвестно,
приживутся ли. Моя специализация в институте – промышленная графика. Так вот «промышленная»
по-узбекски – «амалий». А что делать с графикой – непонятно.
В итоге, делая диплом, я схитрил: в названии не было ни
одного русского или узбекского слова: «Операционная модель проектирования
объектов визуальной коммуникации».
Откуда студент Кагаров набрался таких слов? Надо же такое
название завернуть! Для впечатления?
Мне всегда было интересно попытаться
понять, каким образом происходит в голове творческий синтез. Для художника –
соответственно вопросы визуализации. Ответы – пусть и не окончательные – дала
семиотика.
Лотман запал в душу?
К сожалению, я плохо знаю труды Лотмана. Хотя задумался над
всем этим еще в вузе – отсюда и странноватая тема диплома. А семиотику изучал
по Большой советской энциклопедии, старательно ползая по перекрестным ссылкам.
И понял, что, лишь опираясь на основные постулаты семиотики –
семантику, синтактику и прагматику, – можно понять внутреннюю кухню
творчества. Более того – каждую названную часть можно использовать как основу
креатива. Причем семиотика, как трехгранный алмаз: нельзя создать ювелирное
изделие, демонстрируя лишь одну грань или две, а можно творчески «опереться»
лишь на все три.
Саша О.: Но ты еще ввел последовательность операций…
Да, это принципиально важно. Нужно знать и использовать
последовательность операций по созданию объектов визуализации.
Тогда стоит их перечислить.
Пожалуйста. Основные этапы следующие: классификация
элементов, трансформация элементов, комбинация элементов и их
контекстуализация, то есть – выстраивание их взаимосвязей со средой.
Конечно, человек – не компьютер. Он может начать анализ с
конца или середины, но все эти этапы будут присутствовать в процессе работы
непременно. И это надо понимать.
От первого лица
…Вообще-то я – не узбек. Даже не знаю,
кто я. Мама – тверская карелка. Родной язык – близкий к старофинскому. Папа –
уйгур, то есть почти китаец.
Думаю, это к лучшему: мне, например, не
светит быть националистом. Так что хотя бы от одного позора в этой жизни
избавлен по определению…
Без семиотики визуализировать нельзя.
Даже если не знаешь такого слова…
Другое по темеЛюбовь вместо воспитания
Нет, не начальники. Они из Рязанской области, мама –
инженер-экономист, папа – слесарь. Шесть классов образования, высочайшая
эрудиция и незаурядный ум. Оба – прекрасные организаторы. Так что с
наследственностью у меня все в по ...
|